Заметную роль в мотивации девиантных подростков играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п. Агрессивное поведение подростков, связанное с этими эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах, отчасти в изнасиловании, в повреждении либо уничтожении имущества.
Перечислим основные факторы, ведущие к девиантному поведению подростков:
1. Биосоциальный: физическое влечение к противоположному полу (либидо), стремление удовлетворить половую потребность, раннее начало полового созревания и пробуждение сексуальных устремлений.
2. Средовой: влияние друзей, знакомых наличие ориентации на негативную компанию; нарушение эмоционального контакта с родителями, натянутые взаимоотношения, невозможность откровенных бесед; стимуляция отклоняющегося поведения окружающей средой: получение негативной информации через книги, кино и видеофильмы, от друзей, знакомых и т.д.; раннее начало курения, приема наркотиков, употребление алкоголя и т.д.
3. Социально-психологический: потребность в эмоциональной близости и способы ее удовлетворения, употребление спиртных напитков в кругу компании.
4. Социальной дезадаптации: нарушение социальной адаптации, натянутые отношения с родителями (конфликты, наказания). Последствия нарушенной социальной адаптации, сужение круга знакомств до асоциальной компании, праздное времяпрепровождение, отказ от учебы и трудовой деятельности.
5. Нравственно-этический: диссоциация нравственных установок; интериоризированные (усвоенные) общественные нормы.
6. Реакция эмансипации: стремление стать взрослее, завоевать уважение друзей, подруг.
7. Неблагополучная семья: воспитание в условиях деформированной и неполной семьи.
Средовой фактор отражает действие на подростка различных компонентов микросоциальной среды. Наибольшую нагрузку несет здесь второй компонент – влияние негативной компании. Попадая под ее влияние, подросток быстро усваивает присущие ей способы проведения свободного времени.
Не меньшая нагрузка в этом факторе возложена на такой компонент, как нарушение эмоционального контакта с родителями. Отчуждение в отношениях с отцом и матерью заставляет подростков удовлетворять потребность в эмоциональном контакте в среде сверстников либо лиц старшего возраста. Между родителями в семьях трудных подростков, как правило, по тем либо другим причинам наблюдаются разногласия, натянутые отношения, неискренность, а порой открытая вражда, что тонко чувствуют дети. Такая ситуация служит первичным источником отчуждения ребенка от семьи, которая со временем быстро усугубляется.
Нарушение доверительных взаимоотношений с родителями сильно затрудняет воспитание детей и делает почти невозможным решение такого деликатного и сложного вопроса, как половое воспитание и просвещение.
Одним из средств, облегчающих достижение эмоционального контакта со сверстниками, является употребление подростком спиртных напитков. Характерно также то, что раннее начало половой жизни коррелирует с отсутствием авторитета родителей, судимостью кого-либо из членов семьи. Четвертый и пятый факторы, получившие название факторов социальной дезадаптации, концентрируют в себе характеристики поведения подростков, которые говорят о нарушении процесса социализации личности. Пятый фактор включает признаки, показывающие легко выраженную степень нарушения социализации подростков, и говорит об усилении их конфронтации с окружающими.
Многие из них бросают учебу, не работают, часто вступают в конфликт с органами охраны и правопорядка. Большинство их друзей, старше по возрасту, характеризуются негативно. Поэтому, попав в такую компанию, подростки поневоле воспринимают порочный характер общения.
Нравственно-этические факторы дополняют друг друга, объясняют действие первых четырех. Они говорят о диссоциации нравственных идеалов у большинства трудных подростков.
Информация по теме:
Дифференциальная психология
Этот раздел психологической науки – психологии индивидуальных различий - исследует индивидуальные психофизиологические различия между людьми, отдельные свойства высшей нервной деятельности и их проявления в поведении [2]. Термин «Дифференц ...
Современное состояние проблемы РДА
Психопатологический феномен под названием «аутизм» введен Е.Блейлером как «оторванность ассоциаций от данных опыта, игнорирование действительных отношений» (1920). Несколько позже В.П.Осипов рассматривал аутизм как «разобщенность больных ...
Способность
«Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Но ...