· Ядерный уровень составляет система базовых конструктов, общих для всех людей. Ее существование интуитивно очевидно, поскольку все люди, в общем, понимают друг друга, когда упоминается семья в прямом или переносном значении.
· Групповой уровень – набор имплицитных теорий, разделяемых индивидом со своими группами (гендерными, возрастными, культурными и др.). Они могут образовываться в результате сходного жизненного опыта индивидов.
· Индивидуальный уровень, сформированный в детстве в родительской семье с ее своеобразием и за счет собственного опыта индивида.
Например, в своих работах Минеева О.А. выделяет в имплицитных теориях семьи замужних женщин в возрасте 33-42 года следующие категории, объединяющиеся в дихотомии (шкалы):
Шкала 1. Шкала МЫ. То, что связывает семью. (Род – актуальная семья).
Шкала 2. Воздействие семьи на личность. (Давление – поддержка).
Шкала 3. Семья как организация – семья как социальная группа/хаос отношений.
Шкала 4. Моя семья –семья как ценность (идеальный образ).
Шкала 5. Я в системе. (Независимость – убежище, связанность).
Шкала 6. Семья, как целостность, как жизнь, включающая в себя наряду с покоем и уверенностью, горе и ненависть (реальное представление о семье) – семья как мечта.
Кроме работ О.А. Минеевой существует еще ряд авторов, занимающихся сходной тематикой. Так, например работа Л.Е. Демоковой под научным руководством Е.Л. Доценко (ССЫЛКА), цель которой состояла в выяснении того, в каких категориях происходит отражение семьи в обыденном сознании.
Демакова использовала сходную с О.А. Минеевой методику свободной сортировки лексических единиц, но набор слов и метод анализа данных были другими. Данные в исследовании Демаковой обрабатывались методом факторного анализа, имеющим довольно значительные ограничения в получаемых результатах.
Демаковой было выделено 8 наиболее значимых факторов, приведем их ниже:
Фактор 1. Сплочение, эмоциональная связь, позитивная чувственность семьи.
Фактор 2. Родственная преемственность, традиции, клановость.
Фактор 3. То, чего не должно быть в семье Семейные проблемы.
Фактор 4. Дом, хозяйство. (Своя территория, обособленность) – Открытость, незащищенность.
Фактор 5. Внешняя деятельность (отдых, развлечение).
Фактор 6. Брак как ячейка общества, как социальный институт.
Фактор 7. Согласие, Консенсус.
Фактор 8. Развитие – Застой (стагнация).
Полученные результаты авторы связывают с антропогенетическими стадиями развития человечества. От того периода, когда в обыденном сознании людей не было представлено ничего, кроме синкретически нерасчлененного чувства своей общности как людей (в отличие от не людей) до того периода в развитии древнего общества, когда стала появляться письменность и другие доказательства наличия у людей различных видов мышления.
В исследовании делается вывод о том, в какой форме сохраняется общественно-исторический опыт в обыденном сознании людей. Его носителями являются смысловые связи, возникающие на том или ином этапе антропогенеза. Также говорится о том, что сколь бы архаическими ни были смысловые структуры, они продолжают не только существовать в современном индивидуальном и коллективном сознании, но и влиять на представления людей и их поведение.
Информация по теме:
Особенности эмоциональных переживаний в спорте
Спортивная деятельность отличается сильными и яркими эмоциональными переживаниями. Вне эмоций спорт немыслим. Насыщенность спортивных действий сильными чувствами, их эмоциональная увлекательность — это одно из важнейших условий положитель ...
Понятие самооценки и ее виды
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей; также это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения. Самооценка является важным ...
Понятие девиантного поведения
Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклоне ...