Отражение человеком мира есть
активный,
творческий процесс. Это означает, что воспринимаемые предметы и явления, пережитые чувства не только отражаются в мозгу человека, но и перестраиваются в различные комбинации.
«Представьте себе, «вообразите», «мысленно перенеситесь» – такими словами мы вызываем соответствующие образы и представления. Они возникают и другими способами – через чтение книг, просмотр кинофильмов, рассматривание картин, слушание рассказов, объяснений. Они могут появиться и по ассоциации с какими либо предметами или явлениями.
Представления
относятся к числу вторичных образов, которые в отличие от первичных (ощущение, восприятие) возникают в сознании при отсутствии непосредственных раздражителей.
Под представлением понимают психический процесс отражающей действительности в форме обобщенных наглядных образов.
Воображение
психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки
материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Воображение, как и представление, пользуется материалом, прежде полученный восприятием и сохраненным памятью. Сущность воображения состоит в комбинировании образов-представлений.
Но в отличие от представления воображение – более творческий процесс, развивающийся во времени, в котором зачастую можно проследить сюжетную линию.
Воображение
как своеобразная форма отражения действительности:
– осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого;
– способствует предвосхищение будущего;
– «отживляет» то, что было ранее.
Физиологической основой воображения является сложная
аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходят образование новых систем временных связей на основе ранее формированных. Важную роль в создании новых временных связей играет слово.
Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в следующих формах:
• агглютинация («склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, связей);
• гиперболизация (увеличение
или уменьшение предмета, изменение отдельных частей);
• схематизация (отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко);
• типизация (выделение существенного, повторяющегося в однородных образах);
• заострение (подчеркивание каких-либо отдельных признаков).
Обрезы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению образов с действительностью. Выделяется на
основе вышеназванного образы:
а) реалистическое воображение (отражает действительность, предвосхищает события);
б)
фантастическое воображение («отлетает» от действительности).
Степень контроля со стороны человека за образами своего воображения сильно изменяется. Поэтому различают воображение произвольное (активное) и непроизвольное (пассивное). Степень произвольности образов плавно меняется от одних форм воображения к другим. Наименьшая степень произвольности воображения у сновидений и галлюцинаций, грез, в наибольшая – у творчества.
Произвольное (активное, преднамеренное) воображение характеризуется наличием задачи на создание образа в волевое усилие при осуществлении этой задачи. Например, человек, недостаточно владеющий нотной грамотой. У него есть ноты и он желает усвоить полюбившуюся песню. Попытка воссоздать на инструменте иле голосам включенный в нотах мотив проходят с большими затруднениями. Человек прилагает немало усилий, энергий, чтобы ноты «зазвучали» мелодией, Проделываемая работа и есть преднамеренное воображение.
По способам создания образов различают воссоздающее (репродуктивное) и творческое воображение.
Репродуктивное воображение – создание образа, предмета по его описанию. Воссоздающее воображение развертывается
на основе воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной я т.д. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями. Содержание воссоздающего воображения на основе знаковой системы оказывается вторичным по отношению к образам, созданным их автором и закрепленным в знаках. (Например, мы читаем повесть и воссоздаем описываемые в ней факты, персонажей, ситуаций. Эта умственная работа вторична в сопоставлений с той, которая проделана писателем). На уроках физической культуры в усвоении упражнений большое значение имеет воссоздающее воображение. Задача учителя накапливать у учащихся образы, с тем, чтобы, опираясь
на них, они могли воссоздать соответствующие действительности ситуации, упражнения.
Творческое воображение – вид воображения, направленного на создание новых оригинальных образов, ценностей.
Различают объективно и субъективно новые образы. Объективно новое – это образы, идеи, не существующие в данный момент ни в материализованное, ни в идеальном виде. Это новое не повторяет уже существующее. Оно оригинально. Субъективно новое – новое для данного человека. Оно может повторять существующее, но об этом человек
Информация по теме:
Истоки экспериментальной психологии
В начале XIX столетия немецкие университеты охватила волна образовательной реформы, направленной на получение академической свободы как для профессоров, так и для студентов. Профессорам разрешили самостоятельно выбирать темы для преподава ...
Периоды развития семьи и источники конфликтов
Однако семья постоянно находится в процессе развития, в результате этого возникают непредвиденные ситуации и членам семьи приходится реагировать на все изменения. И на их поведение в различных ситуациях оказывают влияние темперамент, хара ...
Межполушарные различия в мозговой организации высших психических функций
Межполушарные различия в мозговой организации высших психических функций многократно описаны в клинической и нейропсихологической литературе как различия синдромов и симптомов, связанных с поражением симметричных отделов больших полушарий ...