Учеными принято к рассмотрению два типа деформации семьи – структурная и психологическая. Структурная связана с отсутствием одного из родителей, а психологическая связана с нарушением системы межличностных отношений, преобладанием отрицательных ценностей, асоциальных установок. Это ведет к дисгармонии. Под дисгармоничной семьей понимается семья, которая не выполняет свои функции, не обеспечивает достаточное удовлетворение потребностей всех членов семьи, возможности их личностного роста вследствие нарушения ролевой структуры семьи, отсутствия эмоциональной привязанности, нарушения коммуникативных процессов и т.д. Структура в гармоничной семье должна быть целостной, согласованной системой, обеспечивающей потребности ее членов и соответствующей их возможностям. В дисгармоничных семьях эта структура искажается. И прежде всего, отмечается нарушение позиции ребенка. В таких семьях ребенок может играть различные роли. Рассмотрим их на примере:
Роль «любимчика» - чрезмерная концентрация на ребенке, чаще всего это возникает, когда супружеские отношения не удовлетворяют родителей по каким-либо причинам (например, несоответствие характеров), или же они отсутствуют по каким-либо причинам (смерть одного из супругов или развод). В нередких случаях мать отказывается от повторного замужества, стремится отдать ребенку «все чувства», а в подростковом возрасте у неё возникает страх перед самостоятельностью детей, желание удержать. И, как правило, родители при этом не осознают побудительных мотивов своего поведения. Роль «маленького ребёнка» - это когда родители стараются игнорировать взросление детей, сохранить у них детские качества, стимулируя тем самым развитие психологического инфантилизма. Нередко родители признают, что маленькие дети им нравятся больше, что с большими уже не так интересно. Это обусловлено боязнью родителей переходить на новую стадию жизненного цикла, семейных взаимоотношений. В роли «хулигана», «трудного» подростка часто лежит проекция на подростка собственных не желаемых качеств. Родитель видит в подростке черты характера, которые чувствует, но не хочет признать в самом себе, например, склонность к лени, агрессивность, несдержанность, негативизм. И ведя борьбу с этими реальными или мнимыми качествами подростка, родитель извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя.
Роль «надежды семьи» - в этом случае в основе лежит стремление родителей замещающим образом удовлетворить собственные неудовлетворённые потребности(недостаточную реализацию карьеры, неудачный брак, ощущение собственной неполноценности), желание через идентификацию с ребёнком это компенсировать. Тогда к ребёнку предъявляются завышенные требования, а отношение к нему ставится в сильную зависимость от его успехов (в спорте, искусстве и пр.) Роль «примирителя» - когда ребенок на по возрасту рано включается в сложности семейной жизни, регулирует и судит супружеские конфликты. Родители заняты выяснением взаимоотношений и вовлекают в конфликты ребёнка, не принимая в расчёт его переживания, используют в борьбе друг против друга или как посредника для примирения.
Важную интегрирующую роль играют эмоциональные отношения. Благодаря ним члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют поддержку друг друга. Отношения любви и симпатии способствуют уменьшению переживаний, без которых не обходится семейная жизнь и воспитание детей. Нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает негативное влияние на формирование личности подростка. Обобщая богатый опыт семейной психотерапии подростков, учёные выделяют два вида наиболее часто встречающихся нарушений эмоционального отношения родителей к подростку:
1. Неразвитость родительских чувств – выражается в нежелании иметь дело с подростком, поверхностном интересе к его делам. Родители часто жалуются, насколько утомительны их родительские обязанности, что их отрывают от чего-то более важного и интересного. Причиной неразвитости родительских чувств могут быть, в частности, особенности семейного воспитания , то есть сам родитель в детстве был отвергнут своими родителями и не испытывал в детстве родительского тепла. Так, например, женщины, на которых в детстве матери не обращали достаточного внимания и которые не получили от родителей необходимой поддержки, склонны применять карательные меры воспитания и срывать гнев на своих детях. Также замечено, что у очень молодых родителей родительские чувства также значительно слабее. Но они имеют тенденцию усиливаться с возрастом. Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от пола – нередко такое отношение обуславливается не реальными качествами подростка, а теми. Которые родитель приписывает его полу – мужчинам или женщинам. Это ощущается подростками и может вести к нарушениям полоролевой идентификации, использованию неадекватных защитных механизмов, невротическим реакциям.
Информация по теме:
Самооценка и самоотношение
Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества. Через индивидуальность раскрываются: ...
Социальная ситуация развития и психологические
особенности детей из детского дома
Особенности психологического развития несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей нашли свое отражение в работах таких исследователей как: Кравченко А.И., Дубровина И.В., Андреева А.Д., Павленок П.Д., Ушинский К.Д., Флейк ...
Эффекты межличностного восприятия
Каузальная атрибуция. Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств. Но так как информация о человеке, ...