Влияние СМИ на детей

Психология » Влияние СМИ на детей

Страница 1

Когда на свет появляется маленький человек, он ничего не знает об окружающем его мире – можно ли трогать руками горячее или нет, можно ли летать, как ходить, не умеет разговаривать и осмысленно строить свои действия. Уже к трем годам он умеет более-менее адекватно реагировать на окружающий мир, общаться с более взрослыми людьми. В шесть-семь лет попадает в школу, в новый коллектив, мини-социум. В двенадцать лет, вступая в пору отрочества, он является почти целиком сформированной личностью со своими взглядами на окружающий мир, характером, предпочтениями, наклонностями, сложившимся кругом общения. Он вполне может понять, что происходит в окружающем его мире и адекватно отреагировать это. Как он достигает этого? Все дело в так называемом процессе социализации.

Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Социализация выполняет три основных задачи: интегрирует индивидуума в общество, способствует взаимодействию людей при исполнении ими социальных ролей, и сохраняет общество, сохраняет и передает культуру поведения.

То есть, проще говоря, ребенок узнает о том, как ему можно себя вести, и какую реакцию следует ожидать на то или иное поведение. Он учится играть социальные роли, копируя, имитируя то, что видит вокруг себя. В большей степени – поведение родителей и знакомых взрослых людей. Так же определенное воспитательное воздействие на детей оказывает компания сверстников, куда они попадают, приходя в детский сад и, впоследствии, в школу, а так же средства массовой информации (в больше степени телевидение, и, в последние годы, интернет).

В последнее время наметилась достаточно безрадостная тенденция – родители, родив детей, торопятся как можно скорее снова выйти на работу, вновь заняться делами, зарабатыванием денег. Возможно, это и правильно, возможно, сейчас темп жизни именно таков, что главное в жизни – ущипнуть кусок пощедрее из пирога прогресса. При этом страдают больше всего дети, которые, оставшись без родительской опеки, или начинают больше смотреть телевизор, или, что более типично для нашего времени, попадают под влияние интернета.

Хорошо это плохо? Полагаю, что отрицательных сторон в этом много больше чем положительных. Да, несомненно, из интернета (который суть есть большая свалка, не стоит забывать об этом), да и из телевизора они могут узнать много занимательной или полезной информации – читая статьи (если они уже умеют читать), просматривая фильмы и мультфильмы, недоступные им в обычной жизни (если мы говорим об интернете), общаясь с другими людьми по интересам на всевозможных интернет-форумах, да и по телевизору нередко идут всевозможные документальные или художественные фильмы. Но, как гласит практика, мало кто из них имеет устойчивую мотивацию на получение знаний. Гораздо больше они хотят развлечься, убить время – поэтому очень быстро попадают в сети всевозможных онлайн-игр (да и просто игр), или на просторы порно-сайтов, или оказываются прикованным к телевизору (не случайно нынешнее поколение детей иногда называют «загремевшими в ящик»).

А это ведет к тому, что реальный мир постепенно занимается виртуальным, ребенок постепенно начинает жить в мире фантазий, причем фантазий не своих, а тех, кто снимает те или иные видеосюжеты и преподносит их на блюдечке с голубой каемочкой – в мире, созданном актерами, операторами, режиссёрами, и, в конечном счете, теми, кто финансирует сьемки.

А сейчас в мире масс-медиа наметилась тенденция обращаться не к интеллекту или положительным душевным качествам человека, но к его инстинктам – прежде всего, к инстинкту самосохранения (агрессия, проникшая как в фильмы, так и в рекламные ролики) и к инстинкту размножения (повышенное количество сексуальных сцен, которые ребенку зачастую видеть еще рано). В результате происходит привыкание к жестокому, агрессивному миру, в котором главной моральной ценностью являются деньги. Вырабатываются модели поведения, для реальной жизни в принципе ненормальные, неадекватные («Демонстрация акций насилия без последствий учит молодежь тому, что насилие является эффективным методом решения проблем», – подчеркивает психолог Элизабет Карл, помощница руководителя комитета APA). Так, известны случаи, когда повторяя увиденное в фильме, подростки натянули через дорогу шнур и наблюдали, как этот шнур перерезал голову мотоциклисту. Еще был случай, когда шестеро ребятишек, играя в черепашек ниндзя, избили до смерти еще одного ребенка. А после просмотра Тома и Джери, мультика, которому безоговорочно доверяют своих детей родители, общий уровень агрессии в группе детей значительно возрастают – они видят, как Том бегает с ножом за Джерри, как Джерри бьет Тома сковородкой по голове, ставит подножки, пинает, толкает, подставляет и все время выходит сухим из воды, да и нигде в мультфильме не показывается, что кому-то из них по-настоящему больно, или, тем более, что они погибли от потери крови или болевого шока (нет, такой вариант развития событий был бы неприемлем для детей, но все же он был бы куда как более логичен, и, возможно, научил бы хоть чему-то). Это напрямую связано с ростом преступности в стране. В частности, В.И. Ролинский установил, что уровень преступности в любой стране возрастает через 10-15 лет после появления в ней телевидение с элементами насилия и агрессии. Другой известный эксперт в области информационного пространства Борис Потятиник наводит факты многократного роста подростковой преступности, который происходил параллельно с наступлением телевидения.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Психологические особенности добрачных отношений
Образование полноценной семьи — довольно сложный процесс, и вряд ли встретится такой брак, который не испытал бы кризиса в первые годы своего существования. Пожалуй, самым сложным моментом в налаживании семейной жизни является психологиче ...

Сущность педагогической деятельности
Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру. Она такова: 1. Мотивация; 2. Педагогические цели и задачи; 3. Предмет педагогической деятельности; 4. Педагогические средства и способы решения поставленных зад ...

Обоснование комплексного подхода для оценки психофизиологических и психологических составляющих подростковой одаренности
С целью решения поставленных задач был разработан комплексный методологический подход, позволяющий: - во-первых, осуществить отбор одаренных детей, так как единой методики для выявления одаренных детей и подростков в настоящее время не с ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта