Из всех компонентов психологической структуры именно направленность личности ярче всего выражает единство психологического и социального. Однако это единство неравноценных сторон, поскольку определяющей и ведущей является социальная сторона (сущность личности). Биологическая и психологическая структуры «обслуживают» социальную жизнедеятельность человека, подчинены ей и проявляются лишь в «снятом» виде. Каждая из этих структур обладает относительной самостоятельностью в своем формировании; период, когда происходит формирование «биопсихических» качеств, может не совпадать полностью с социальным становлением личности. Соответственно этому и понятие «распад личности» в психологическом и социологическом аспекте включает в себя разное содержание: в первом случае это граничит с патологией, во втором — может осуществляться на фоне биопсихического здоровья, проявляясь в разрушении определенных социальных качеств личности.
Процесс воспитания личности в социалистическом обществе предполагает достижение гармонического развития всех ее структур. В социальном аспекте важно воспитание не только черт характера, но и направленности личности. Важно, какие именно потребности, интересы и мотивы движут человеком, на что направлены его воля и энергия, как соотносятся потребности, интересы, идеалы личности и общества. Каково социальное содержание чувств, мыслей человека, что именно переживается как доброе, справедливое, прекрасное, что вызывает нравственное и гражданское негодование, что составляет предмет мечтаний и вдохновения, что является его жизненным идеалом, каковы его жизненные планы, побуждения, интересы и т. д. — все это будет существенно различаться у людей, принадлежащих к разным эпохам, классам, социальным группам.
Биологические и психологические свойства в процессе изучения должны быть взяты в «социальном контексте», в единстве с социальной направленностью личности, с тем чтобы формируемые качества отвечали потребностям общественного развития. Именно в единстве этих аспектов проявляется полная зрелость личности, ее целостность. При этом социальная структура, стержень всей личности, характеризует ее социальную направленность. Это отнюдь не простой «набор» характеристик человека, раскрывающих его социально-классовую, национальную или профессиональную принадлежность. Социальная структура личности представляет собой сложное образование, включающее следующие компоненты: систему социальной деятельности личности, систему объективных социальных связей и отношений, складывающихся при выполнении человеком разнообразных общественных функций, и обусловленный ими духовный мир личности, ее социально-политические, правовые, нравственные, эстетические и другие знания, ценностные ориентации, нормативы, вкусы.
Информация по теме:
Причины кризисов развития личности по А.В. Петровскому
Проблема развития ребенка становится приоритетной для советской психологии начиная с 30-х гг. Однако общие теоретические аспекты возрастной психологии до сих пор остаются дискуссионными.
Как нам случалось уже подчеркивать, традиционный п ...
Взаимосвязь физиологии и психологии в рамках отечественной науки XIX – нач. XX вв.
физиология психология реакция человек
В 1863 г. Иван Сеченов (1829-1905) публикует свою книгу «Рефлексы головного мозга». Её первоначальное название - «Попытка установить физиологические основы психологических процессов». В этой работе С ...
Статус идентичности
Исследования показывают, что статус идентичности оказывает глубокое влияние на социальные ожидания, поведение, Я-образ и реакцию на стресс.
Четыре статуса Марсиа являются неотъемлемой частью процесса развития. Рассмотрим, как эти они вз ...