Личность обладает индивидуальными чертами и качествами - интеллектуальными, нравственными, эмоциональными, волевыми, формирующимися под воздействием общества в целом, а также в процессе семейной, трудовой, общественной, культурной жизнедеятельности человека. В общении важное значение приобретает знание и учет наиболее типичных черт поведения людей, свойств их характера и моральных качеств.
В настоящее время – время прогресса и постоянного потока информации, как положительной, так и негативной – актуальной становиться проблема межличностных отношений, особое место в которых занимает конфликт и его последствия.
Причем зачастую предпосылкой возникновения конфликта выступают уже имеющиеся особенности личности человека. Например, человек, воспитанный в атмосфере страха и опасности, сам впоследствии может стать источником этой атмосферы, воспитывая своих детей или руководя подчиненными в духе оборонительного типа поведения. При этом он действует не вполне осознанно, не руководствуясь так называемым злым умыслом. Он всего лишь воспроизводит некоторый стереотип межличностных контактов, который когда-то в прошлом был закреплен на нем как часть его личности.
Естественно, что в жизни нельзя избежать разногласий, противоречий и конфликтов. Однако в действительности чаще всего не сами конфликты разрушительно действуют на людей и затрудняют их совместную жизнь, а следствия некоторых форм поведения в конфликтной ситуации: страх, враждебность, угрозы. Если эти переживания чрезмерно интенсивны и длительны, у людей может возникнуть и закрепиться оборонительная реакция, то есть поведение, которое вплетается в структуру личности и искажает характер мышления, поступков и чувств.
Определяющим в происхождении конфликта выступает соответствующее сочетание объективных и субъективных факторов. Факторы, объективно обуславливающие возникновение конфликта, интерпретируются как некоторый набор объективных параметров, вызывающих объективное конфликтное состояние системы межличностного взаимодействия. При этом подчеркивается также существенная зависимость конфликта от внешнего контекста, в котором конфликт возникает и развивается. Важной составной частью этого контекста является социально-психологическая среда (различные социальные группы с их специфическими особенностями) понимаемая достаточно широко и не ограниченная лишь ближайшим окружением личности.
Конфликты часто порождаются скрытыми нуждами и желаниями, которые не удовлетворяются, такими, например, как желание безопасности, независимости или причастности. Конфликты также возникают из опасений утратить что-либо значимое. При поверхностном рассмотрении конфликта может показаться, что конфликтная ситуация не связана с этими нуждами и желаниями. Однако пока эти основные причины не вскрыты, конфликт может продолжаться до тех пор, когда ситуация, обусловившая конфликт, изменяется по иным причинам (например, человек с которым произошел конфликт, уезжает).
Таким образом, общение - это одна из возможностей людей изменить окружающий мир так, чтобы установился климат, благоприятствующий личностному развитию и равноправному существованию целых сообществ.
Информация по теме:
Становление границ как способ осмыслить наше восприятие
Поскольку каждый уровень спектра представляет собой последовательное ограничивание и сужение пределов сознания единения, исследование появления этих границ нужно будет начать с самого начала, с первопричины, с первой границы как таковой. ...
Агрессивность как показатель маскулинности
Предпринимались множественные попытки объяснить эмпирические наблюдения эмоциональности мужчин и женщин в рамках различных теоретических подходов и направлений.
Существует важнейшая сфера эмоциональности, один из аспектов которой отражае ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
Речь представляет собой сложную психическую деятельность и, являясь уникальной способностью, присущей только человеку, связана с процессами мышления и обеспечивает общение с помощью языка.
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрос ...