Период расширения эллинской культуры на пространства иных цивилизаций

История психологии » Период расширения эллинской культуры на пространства иных цивилизаций

Страница 2

Платон утверждал, что в основе всего лежат идеи, существующие сами по себе, как некий первоначальный замысел. Человек может стараться постичь идею разумом, но в полном объеме это ему недоступно. Весь мир – это живое существо, душа которого находится не в нем, но окутывает его. Душа человека родственна мировой душе, она бессмертна. Душа человека совершенна лишь тогда, когда находится вне телесной оболочки. Человек может повысить степень ее совершенства при своей жизни, и путь к этому лежит через познание (учение).

Платон разрабатывал понятие о структуре души и ее функциях и мотивах деятельности. Структура души по Платону трояка. В ней выделяется ум (помещающийся в голове), эмоции (в груди) и вожделения (в печени). Мотивы человеческой деятельности определялись как благородные и низменные. Функция разумной части души – управлять эмоциями и согласовывать оба мотива в текущей деятельности. Таким образом, Платон заложил понятия внутриличностного конфликта мотивов и роли разума в его преодолении (4).

Аристотель (4 в. до н.э.

). Ученик Платона. Аристотель был первым естествоиспытателем и мыслителем-диалектиком, создавшим систему философии, охватившую все сферы человеческого развития – социологию, философию, психологию политику, логику, физику. Им создан понятийный аппарат, который до сих пор используется в гуманитарных науках, а также и сам стиль научного мышления.

Аристотель стал первым автором, написавшим трактат, посвященный исключительно проблемам психологи – «О душе». Его можно считать «отцом психологии», а упомянутый труд – первым учебником по общей психологии (3).

Душу он определил не просто как самостоятельную сущность, но как то, что позволяет телу существовать как живому. В его представлениях душа оказывается особым органом, с помощью которого тело мыслит (мыслит не душа, а тело!). Смерть тела освобождает душу для вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

Психологическое учение Аристотеля строилось на обобщении медико-биологических фактов, которое привело его к пониманию организма как системы. Он ввел в лексикон психологии понятие способностей (функций души). Это понятие позволило разделить биологические возможности организма, заложенные психологические ресурсы и их практическую реализацию.

Способности или функции души имели определенную иерархию, причем высшие вырастали из низших: из вегетативных способностей вырастали чувственные; из чувственных – мыслительные. Установление различия между чувственным восприятием и мышлением было одним из первых психологических открытий древности.

Исследуя ступени развития, Аристотель стремился обнаружить соединяющие их звенья. В этих поисках им была обнаружена особая область психических образов, которые возникают без прямого воздействия предметов на органы чувств – «фантазии». Эти образы подчинены механизму ассоциации (связи представлений) открытому Аристотелем же.

Аристотель ставил психическое развитие человека (становление характера) в прямую зависимость от его деятельности, поступков. Изучая органический мир, ученый развил понимание принципа причинности (детерминизма). Он утверждал, что текущая психическая жизнь зависит не только от прошлого, но и от будущего, в частности от той цели, которой человек хочет достигнуть.

Помимо перечисленного Аристотель открыл и изучил и другие конкретные психические явления (4).

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Типология отношений. «Сотрудничество»
В работах отечественных психологов попытка представить типологию отношений между взрослым и ребенком была сделана Артуром Владимировичем Петровским в работе «трехфакторная модель значимого другого». А.В. Петровский считает, что в детско- ...

Я-концепция личности
Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общ ...

Специфика адаптации первоклассников к школе
Адаптация детей к школе – это процесс активного приспособления ребёнка и в исследованиях некоторых авторов выделено 3 уровня адаптации: Параметры (переменные) Высокий уровень адаптации Средний уровень адаптации Низкий уровен ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта