Платон утверждал, что в основе всего лежат идеи, существующие сами по себе, как некий первоначальный замысел. Человек может стараться постичь идею разумом, но в полном объеме это ему недоступно. Весь мир – это живое существо, душа которого находится не в нем, но окутывает его. Душа человека родственна мировой душе, она бессмертна. Душа человека совершенна лишь тогда, когда находится вне телесной оболочки. Человек может повысить степень ее совершенства при своей жизни, и путь к этому лежит через познание (учение).
Платон разрабатывал понятие о структуре души и ее функциях и мотивах деятельности. Структура души по Платону трояка. В ней выделяется ум (помещающийся в голове), эмоции (в груди) и вожделения (в печени). Мотивы человеческой деятельности определялись как благородные и низменные. Функция разумной части души – управлять эмоциями и согласовывать оба мотива в текущей деятельности. Таким образом, Платон заложил понятия внутриличностного конфликта мотивов и роли разума в его преодолении (4).
Аристотель (4 в. до н.э.
). Ученик Платона. Аристотель был первым естествоиспытателем и мыслителем-диалектиком, создавшим систему философии, охватившую все сферы человеческого развития – социологию, философию, психологию политику, логику, физику. Им создан понятийный аппарат, который до сих пор используется в гуманитарных науках, а также и сам стиль научного мышления.
Аристотель стал первым автором, написавшим трактат, посвященный исключительно проблемам психологи – «О душе». Его можно считать «отцом психологии», а упомянутый труд – первым учебником по общей психологии (3).
Душу он определил не просто как самостоятельную сущность, но как то, что позволяет телу существовать как живому. В его представлениях душа оказывается особым органом, с помощью которого тело мыслит (мыслит не душа, а тело!). Смерть тела освобождает душу для вечной жизни: душа вечна и бессмертна.
Психологическое учение Аристотеля строилось на обобщении медико-биологических фактов, которое привело его к пониманию организма как системы. Он ввел в лексикон психологии понятие способностей (функций души). Это понятие позволило разделить биологические возможности организма, заложенные психологические ресурсы и их практическую реализацию.
Способности или функции души имели определенную иерархию, причем высшие вырастали из низших: из вегетативных способностей вырастали чувственные; из чувственных – мыслительные. Установление различия между чувственным восприятием и мышлением было одним из первых психологических открытий древности.
Исследуя ступени развития, Аристотель стремился обнаружить соединяющие их звенья. В этих поисках им была обнаружена особая область психических образов, которые возникают без прямого воздействия предметов на органы чувств – «фантазии». Эти образы подчинены механизму ассоциации (связи представлений) открытому Аристотелем же.
Аристотель ставил психическое развитие человека (становление характера) в прямую зависимость от его деятельности, поступков. Изучая органический мир, ученый развил понимание принципа причинности (детерминизма). Он утверждал, что текущая психическая жизнь зависит не только от прошлого, но и от будущего, в частности от той цели, которой человек хочет достигнуть.
Помимо перечисленного Аристотель открыл и изучил и другие конкретные психические явления (4).
Информация по теме:
Тренинг социальных умений
Одна из главных причин того, что многие люди постоянно попадают в проблемные ситуации, невероятно проста: у них просто не хватает базовых социальных умений. Например, они не знают, как ответить на провокацию других, чтобы погасит пламя гн ...
Эмоциональные особенности супругов и их роль в
возникновении конфликтов
Эмоциональная сторона отношений в семье по сравнению с другими социально-психологическими явлениями недостаточно изучена.
Специфической сложностью исследования эмоциональных связей между членами семьи является острота возникающих при это ...
Выводы
Анализ результатов, полученных в ходе проведенного исследования нейропсихологического статуса детей с диагнозом – аутизм, позволяет нам говорить о том, что имеют место определенные особенности протекания высших психических функций и сдела ...