Семья как персональная микросреда развития ребенка

Психология » Гендерные особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами » Семья как персональная микросреда развития ребенка

Страница 3

Задача родителей в этом периоде заключается в развитии навыков самообслуживания ребенка, насыщении его информацией, поддержке развития детской игры. Для детей этого возраста, окружающий мир — очень страшное место. Они часто задают вопросы, на которые знают ответы. Главным образом затем, чтобы проверить, какая информация правильная, а какая — нет. Их самый серьезный страх — остаться одному. Усилия родителей сосредоточены на развитии личности ребенка и его независимости.

Четвертая стадия: умелость-неполноценность — занимает годы от шести до оддинадцати лет. Когда детей поощряют мастерить что угодно и хвалят за результаты, то у ребенка вырабатывается умелость и творческое отношение к миру.

Главным образом, усилия ребенка направлены на то, чтобы справиться с проблемами, которые существуют вне семьи. Родителям предстоит объяснить ребенку то, что ребенок должен делать, а не то, что родитель не хочет видеть в его поведении.

Личность — это человеческая «самость», исключительность, выражаемая как в способностях, так и в нравственном облике человека. Именно личность имеет сложившееся мировоззрение, которое она отстаивает на протяжении всего жизненного цикла [16].

При появлении на свет малыша, первой заботой родителей является его физическое и психическое здоровье. И только потом — значительно позже они начинают задумываться о том, каким человеком он станет. С этого и начинается формирование личности ребенка.

Таким образом, семья для ребенка — это место рождения и основная среда обитания. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, по и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально психологический климат, для ребенка, это первая школа отношений с людьми [17].

Так малыш постепенно овладевает общими свойственными человеку формами поведения среди людей и развивается как индивидуальность. Сохранение положительных взаимоотношений со своими родителями и близкими — условие, при котором личность ребенка будет развиваться благополучно. Хорошее отношение со стороны родителей жизненно необходимо ребенку. Желание заслужить похвалу, родительское одобрение является одним из рычагов воспитания. Оценка поведения со стороны родителей и близких — один из важнейших источников чувств малыша. Похвала вызывает чувство гордости, постепенно начинает проявляться такое важное образование, как самоуважение. Притязание на признание — одна из самых значимых человеческих потребностей. Она основана на стремлении получить высокую оценку своих достижений, отвечающих общественным ожиданиям ноши.

Стремление к реализации притязаний развивает ребенка, делает его совершеннее. Малыш уже в 3 года имеет чувство собственного достоинства, он гордится своими достижениями и стремится в чем-то быть лучше.

После того как у ребенка возникло отношение к самому себе как к «хорошему», у него появляется стремление к тому, чтобы соответствовать требованиям взрослых, быть признанным сейчас и в будущем.

Исследования в области возрастной психологии (Мухина В.С., Обухова Л.Ф.) показывают, что в младшем школьном возрасте значимым окружением являются взрослые: «Относясь к взрослым и более старшим детям, как к образцу, младший школьник в то же самое время притязает на признание со стороны взрослых и подростков. Выполнение нормативов поведения и стремление к знаниям опосредовано притязанием на признание. Именно оценка старших влияет сейчас на формирование уровня притязаний и дальнейшую оценку своих поступков.» [16]. Необходимо также отметить роль взрослого как партнера в совместной деятельности, обеспечивающего условия для развития потенциальных возможностей ребенка. Так, по мнению Л.И. Божович и В.Д. Шадрикова, именно старшие формируют способность к целеполаганию, а на этапе младшего школьного возраста, ребенку принадлежит лишь мотив его действий, тогда как цель – взрослому.

Поэтому важно, чтобы семья поддерживала в ребенке уверенность, что он обязательно научится тому, чего пока еще не умеет; что он действительно хороший, честный, добросовестный, доброжелательный, т.е., замечательный ребенок.

Только родительская любовь и вера рождают оптимизм, желание быть хорошим. Это желание как бы подталкивает ребенка к исполнению родительских ожиданий.

Привязанность к родителям — важнейший компонент эмоционального развития ребенка. Это форма эмоциональной коммуникации, взаимодействия, общения с родителями, прежде всего с матерью как наиболее близким лицом. О начальных проявлениях привязанности можно говорить уже к середине первого года жизни. Беспокойство при разлуке с матерью сохраняется у девочек до 2,5 лет, у мальчиков до 3,5 лет [22].

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Адаптация детей в ДДУ
По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет: 1. В яслях - 7-10 дней 2. В детском саду в 3 года - 2-3 недели 3. В старшем дошкольном возрасте - 1 месяц Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуа ...

Типы конфликтов
Задача оптимизации социально-психологического климата коллективов диктует настоятельную необходимость выявления причин возникновения конфликтов между их членами. Один из первых шагов на пути решения этой задачи – разработка социально-псих ...

Нейрофизиологические аспекты сердечнососудистых заболеваний
Стресс определяется как состояние, в котором мозг интерпретирует количество стимулов как чрезмерное или их качество как угрожающее и отвечает на них генерализованным способом. В течение стресса функциональное состояние сердца и дыхания ув ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта