Тихомиров, 1984).
Участники дискуссии стараются проанализировать свои первые ассоциации и идеи, высказывая их уже после проработки. Кроме того, по результатам последних работ под сомнение было поставлено распространенное мнение о том, что при "мозговом штурме" рождаются качественно новые идеи. Скорее люди ощущают себя более "продуктивными", когда идеи рождаются в группе (Baron, Kerr, Miller, 1992). Эти результаты в очередной раз заставляют исследователей обратить внимание на соотношение индивидуальной и групповой активности участников решения задачи в группе.
Современные исследования по эффективности брейнсторминга обнаружили, что этот метод является более успешным, если идеи вырабатывались независимо, а потом комбинировались, нежели при групповом обсуждении. Возможно, что превосходство группы проявляется из-за того, что больше людей занято решением проблемы, а не из-за самого взаимодействия. «Мозговой штурм» мало эффективен в чрезмерно больших группах, так как отдельные ценные мнения там часто игнорируются, а голосование не гарантирует принятия оптимальных решений. В то же время авторы отмечают, что группы обычно добиваются лучшего результата, чем индивидуумы, особенно, если лидер добивается, чтобы свое мнение высказывали все члены группы. Однако лучший член группы в одиночку может добиться лучшего результата, чем вся группа в целом (Карпов,1998).
Другой прием ведения групповой дискуссии – синектика (Гордон, 1961). В переводе с греческого "synectics" означает объединение различных и нерелевантных элементов. Цель синектики – направление спонтанной активности мозга и нервной системы на исследование изменений проектов, предлагаемых группой. Использование различного рода аналогий позволяет найти достаточно оригинальные и неожиданные решения.
Проблемы, возникающие в ходе дискуссии в подобных группах, с необходимостью заставляют участников быть терпимым к мнениям других и соблюдать психологическую дисциплину. Очевидно, что атмосфера группы должна давать возможность не только высказывать, но затем использовать эти аналогии. К примеру, для лучшего проникновения в проблему участники должны представить, что они бы почувствовали, если бы были элементами проблемы ("Что бы я почувствовал, если бы был весной? " или " Что бы чувствовала весна, если бы она была человеком? "). Затруднения у членов группы вызывает противоречие, связанное с тем, что, будучи вовлеченными в творческий процесс, они должны одновременно осознавать вероятность ошибочности их высказываний (Андреева, 2003).
Следует также рассмотреть техники группового принятия решения. Примером одной из таких техник, может служить метод Дельфи, получивший название от греческого города Дельфы, прославившегося жившими там мудрецами – предсказателями будущего. Метод Дельфи – многотуровая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются, и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок. Первый тур анкетирования проводится без аргументации, во втором отличающийся от других ответ подлежит аргументации или же эксперт может изменить оценку. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение (Скотт, 1998).
Морфологический метод и метод анализа круга проблем. Методы состоят в разложении исходной проблемы на компоненты или возникающие проблемы, а затем в их последующей разбивке на альтернативные способы реализации. Затем составляются все возможные варианты сочетаний. Для каждого из них или лишь для наиболее перспективных вариантов составляется соответствующий проект.
Информация по теме:
Общая характеристика психологических идей античности и главных научных
центров их возникновения
С древних времен существуют три способа познания: религиозный (теологический), художественный, научный. Религия строится на мифе, искусство – на художественном образе, наука – на опыте, объясненном с помощью логики. Все эти способы были в ...
Выводы
Сколько людей, столько и личностей. Каждый психолог знает, что без конфликтов развитие человека, личности невозможно. У каждого из нас в течение жизни формируется огромное количество недостатков, идей, стремлений, ошибок, моделей поведени ...
Психометрические теории интеллекта
Эти теории утверждают, что индивидуальные различия в человеческом познании и умственных способностях могут быть адекватно вычислены специальными тестами. Приверженцы психометрической теории полагают, что люди рождаются с неодинаковым инте ...