Важной сферой исследования межличностной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Описаны три наиболее типичные схемы, в соответствии с которыми протекает этот процесс [6]. Каждая “схема” запускается определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнера и отношения к наблюдателю.
Фактор превосходства - запускает схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (точнее, когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру - уму, росту, материальному положению и т. п.). Суть происходящего заключается в том, что человек, который превосходит наблюдателя по какому-либо важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше усилий нужно для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.
Фактор привлекательности - обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера по общению как привлекательного внешне, при этом ошибка состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них социально-психологическим параметрам. Существует так называемый стереотип привлекательности: что красиво - то хорошо. Дети усваивают этот стереотип очень рано. Золушка и Белоснежка красивые - и хорошие. Сводные сестры и колдунья безобразные - и плохие.
Фактор отношения к наблюдателю - регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.
Весь смысл взаимодействия субъекта и объекта межличностного восприятия состоит в том, что воспринимающий строит систему выводов и заключений относительно воспринимаемого на основе своеобразного “прочтения” его внешних данных. “Качество” такого прочтения обусловлено как способностями читающего, так и ясностью текста. Именно поэтому для результата межличностного восприятия значимыми являются характеристики и субъекта, и объекта. Однако если продолжать линию предложенных образов, то можно предположить, что качество чтения обусловлено и таким важным фактором, как условия, в которых осуществляется процесс, в частности освещённость текста, наличие или отсутствие помех при чтении и т. д. Переводя понятие “условия чтения” на язык экспериментальных исследований межличностного восприятия, необходимо включить в анализ и такой компонент, как ситуация межличностного восприятия. Психологическая характеристика “взаимодействия” субъекта и объекта межличностного восприятия заключается в построении образа другого человека. При этом возникают два вопроса: каким способом формируется этот образ и каков этот образ, т. е. каково представление субъекта об объекте. Именно для ответа на эти вопросы необходимо включение в исследование межличностного восприятия описания не только субъекта и объекта, но и всего процесса.
Проблема получила развитие в трудах крупного отечественного психолога А.А. Бодалева. Им было показано, что первое впечатление в основном состоит из пяти компонентов, представленных последовательно (на что в первую очередь люди обращают внимание и что сильно влияет на первое впечатление):
· характеристика внешнего облика человека;
· оформление внешности, в том числе стиль одежды, прическа;
· экспрессия, переживаемые или транслируемые эмоциональные состояния;
· выполняемые действия (поведение);
· предлагаемые качества личности, угадываемые на основе интегрирования этой информации и прошлого опыта.
В зарубежных исследованиях были получены сходные результаты, правда, имеющие некоторое отличие:
· наружность и одежда;
· осанка;
· поведение;
· особенности общения;
· предполагаемые качества личности, выявленные на этой основе.
Практически те же самые показатели, за исключением общения. Однако в трудах А.А. Бодалева отмечалось, что общение включено в структуру эмоционального реагирования и поведения (ведь речь идет не о глухонемых), поэтому оно органично связано с ними и его можно не выделять как самостоятельное звено. Такая точка зрения имеет право на существование. Мы считаем, что общение надо рассматривать в плане контактного поведения, т.е. установления контактов, весьма характерных для новых знакомств, когда и формируется первое впечатление. Кроме того, в общении и контактном поведении люди нередко играют разнообразные социальные роли, что также очень важно для познания человека человеком. Между отмеченными компонентами, как отмечалось, существуют разнообразные связи, прямые и обратные, которые динамически изменяют процесс восприятия, постоянно внося в него коррективы.Если сказать проще, люди в первую очередь склонны обращать внимание на первое впечатление, на основании которого и происходит угадывание качеств личности и прогнозирование поведения. Этот процесс носит итерационный характер: мы постоянно как бы корригируем образ, обращаясь то к особенностям оформления внешности, то к эмоциям, то к общению.Отмеченная структура первого впечатления носит общий характер, однако ее архитектоника зависит от влияния ряда важных условий.
Информация по теме:
Факторная структура личности
Различные теории можно сравнивать по тем понятиям, которые они используют, чтобы определить некие базовые элементы личности, предрасположенности действовать, чувствовать, думать именно так, а не иначе. Понятия, характеризующие структуру, ...
Проблема успешного обучения детей подросткового возраста
Одной из наиболее актуальных задач современной общеобразовательной школы является повышение качества обучения. Но для того, чтобы говорить о качестве обучения в какой-то конкретной школе, необходимо иметь критерии, позволяющие судить о ка ...
Понятие тревоги, тревожности
Прежде чем рассматривать вопросы, связанные с влиянием родительских отношений, обратим внимание на то, что представляет собой тревожность. В психологической науке имеется значительное количество исследований, посвященных анализу различных ...