Проанализировав социальную ситуацию развития подростков с помощью тех представлений об агрессии, которые были сформулированы в исследованиях психологов, мы можем убедиться, что при переходе из начальной школы в среднюю агрессивность подростков возрастает. Прежде всего, это связано с существенными изменениями в социальной ситуации подростка. Впервые эта проблема была проанализирована западными психологами. При этом разные авторы и школы различно трактовали факторы социальной среды. Так, Р.Бенедикт - последователь бихевиоризма - разработала в 30-е гг. теорию, которая объясняла различие психического развития подростка в разных обществах организацией социальной стимуляции (15).
Описывая отношения руководства - подчинения, Р.Бенедикт отмечала, что в примитивных культурах поведение не поляризуется на формы подчинения у ребенка и доминирования у взрослого. В индустриальном обществе подростковый период становится периодом конфликтов и потрясений, поскольку социальные институты и нормы воспитания не облегчают индивиду его переход к взрослому состоянию, а затрудняют его. Поведение взрослых связано с вещами, которые запрещены детям, а взрослые, вместо того, чтобы помочь детям преодолеть разрыв, когда те пытаются проявить самостоятельность, либо игнорируют эти попытки, либо вступают с ребенком в конфликт.
Полученные Р. Бенедикт данные свидетельствуют о возможности возрастания агрессивности у подростков в ответ на соответствующие стимулы. Систематизированные Р. Бенедикт чрезвычайно интересные факты стали достоянием возрастной психологии и объективно оказали большое влияние на разработку проблематики психологии подростка. Во-первых, была поставлена проблема зависимости конкретных форм развития от особенностей технологии обучения и воспитания; во-вторых, была выдвинута гипотеза, согласно которой причина подросткового кризиса заключается в различии норм поведения для взрослых и детей (М.В. Ермолаева, 2003).
К. Левин трактовал явления подросткового возраста соответственно своей теории поля. К. Левин обратил внимание на свойственный этому периоду «когнитивный дисбаланс», т.е. он делал акцент на неопределенности средств ориентирования в мире в период перехода от детства к статусу взрослого (К. Левин, 2000).
По мнению К.Левина, подросток находится в положении маргинальной личности (этим термином в социологии обозначают личность, принадлежащую двум культурам). Он не хочет больше принадлежать сообществу детей и в то же время знает, что он еще не взрослый. Характерными чертами поведения маргинальной личности являются агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам, а также эмоциональная неустойчивость и чувствительность (18). Итак, проведенный К. Левиным анализ подросткового возраста показал, что переход к этому периоду жизни неизбежно возрастает агрессивность.
Особое место в изучении подросткового возраста занимает теория Э. Шпрангера, считавшего, что внутренний мир индивида принципиально несводим к каким бы то ни было природным или социальным детерминантам. Первая фаза подросткового возраста, по Шпрангеру, характеризуется кризисом, связанным со стремлением к освобождению от детской зависимости.
Теоретические положения Э. Шпрангера были конкретизированы Ш. Бюлер. Она выделяет в юношеском периоде две фазы: негативную и позитивную. Подростковый этап относится к негативной фазе. Ее характерные черты - агрессивность, тревожность, раздражительность, бесцельный бунт, стремление к самостоятельности, не подкрепляемой соответствующими физическими и психическими возможностями.
Классический психоанализ связывает подростковый кризис исключительно с фактом полового созревания, хотя уже наблюдениями культурантропологов (например, М. Мид) было доказано отсутствие однозначной связи между этими явлениями. Методологическая ограниченность фрейдизма привела к попыткам его модернизации. К. Юнг, А. Адлер и другие, отвергая пансексуализм Фрейда, способствовали зарождению неофрейдизма (К. Хорни, Э. Фромм)
Информация по теме:
Способности и возраст
Для многих человеческих способностей развитие начинается с рождением человека, и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращаются до конца жизни.
В процессе ...
Общие понятия о детях с задержкой психического развития
В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка.
Причиной такого отставания могут б ...
Различные концепции способностей интеллекта
Как отмечает Грегори (1987 г.), существует парадокс в том, как мы думаем об интеллекте. Те, кто использует специальное знание, часто воспринимаются как интеллектуалы. Однако, те люди, которые преуспевают без специального знания, также счи ...