Надо отметить, что бедность словарного запаса не влияет фатально на качество коммуникативного поведения человека.
Известно, что коммуникативная функция речи рассматривается как исходная, основополагающая. С помощью диалога удовлетворяется потребность ребенка в общении (хотя в диалоге и присутствуют элементы монолога в виде нескольких предложений, соответствующих единой смысловой программе). Только на основе диалога формируется монологическая, связная речь. Поэтому низкий уровень связной речи очень часто является следствием недостаточности базовой, исходной формы речи – диалогической [13,с.247].
При анализе коммуникативного поведения ребенка специально проводят анализ самой структуры общения («схемы беседы»). Коммуникация (беседа) протекает по свойственным ей определенным законам, имеет строгую структуру, является своеобразной процедурой, которая не зависит от того, какими средствами пользуются собеседники для обмена информацией. И.А. Стернин выделяет следующую структуру общения:
1. Установление контакта: инициатор общения привлекает внимание другого человека взглядом, прикосновением, жестом или другим сигналом. Благодаря этому устанавливается визуальный контакт, который сохраняется (у детей – обязательно) на протяжении всего времени общения.
2. Передача информации: когда инициатор общения убеждается в принятии и готовности собеседника к общению, он передает тому информацию и обязательно ожидает ответ от собеседника [28,с.149].
Прием информации партнером собеседника, её обработка и передача ответной информации партнеру собеседнику и ожидание от него ответа.
3. Завершение беседы. Это происходит по взаимному соглашению или в одностороннем порядке. Прекращается визуальный контакт, прекращается разговор, обмен жестами и другими коммуникативными средствами.
Результаты наблюдения за коммуникативным развитием позволяют выявить его проблемные стороны, в соответствии с этим конструировать индивидуальную программу коммуникативного развития, то есть сделать обучение коррекционным[15,с.283].
Шипицина М.А. в своей работе "Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата" указывает что, специальная работа по коррекции коммуникативного поведения дошкольников имеет три основных направления:
Первое направление реализуется по линии развития у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия. Другими словами, проводится специальная работа по формированию восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе, развитию делового сотрудничества с ним и общих игровых интересов.
Второе направление состоит в развитии у ребенка способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства (визуальные, эмоционально-мимические, пантомимические, жестовые, словесные).
Третье направление обеспечивает формирование у детей социальных представлений, которые возникают не только в результате ознакомления детей с профессиями людей, но, главное, вычленения, осознания и воссоздания и игре различных видов социальных отношений [32,с.162].
Все эти направления обеспечивают:
·развитие социальной направленности детей и социального восприятия, восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия;
·повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи детей (путем специального моделирования ситуаций общения, обучение использованию различных типов коммуникативных высказываний);
Информация по теме:
Стадии развития конфликта
Динамика конфликта представляет собой сложное социально - психологическое явление, которое отражается в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта. Течение конфликта подвержено изменению границ зоны разногласий, интенсивности, а такж ...
Причины возникновения конфликта
Причины, вызывающие конфликты, достаточно много и вызваны внешними и внутренними факторами
Основой любого конфликта являются противоречия, возникающие в организации, а механизм функционирования этих противоречий заключен в человеке, его ...
Индекс потребительских настроений
Для повышения престижа (влияния) психологической экономики, преимущества которой устойчиво ассоциировались с микроуровнем, было важно найти способ учёта психологических факторов на макроуровне. Взаимосвязь макро и микротеорий проблематичн ...