Личностная психодиагностика

Психология » История и общая характеристика тестов личности » Личностная психодиагностика

Страница 2

• особенностями обработки и интерпретации результатов.

1. Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира потребности, конфликты, тревогу и т. д.

2. Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, — одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик — замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.

3. Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм. Для них характерен качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как в случае психометрических тестов, и поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.

Родоначальником проективных методик традиционно считается метод словесных ассоциаций, возникший на базе ассоцианистского течения в психологии. Возникновение метода свободных словесных ассоциаций связано с именем уже упоминавшегося выше Ф. Гальтона (1822—1911). В 1879 г. он опубликовал результаты своих ассоциативных экспериментов. Предлагая испытуемому отвечать на слово-раздражитель первой пришедшей в голову словесной ассоциацией, Гальтон с поддержкою секундомера фиксировал время ответа. Позднее эта методика получила развитие в исследованиях Э. Крепелина (1892), К. Юнга (1906), Г. Кента и А. Розанова (1910) и иных.

Ассоциативный эксперимент стимулировал появление такой группы проективных методик, как неоконченные предложения (или завершение предло жений). Впервые для изучения личности завершение предложений было использовано А. Пейном в 1928 г.

Кроме ассоцианизма теоретические истоки проективных методов можно разыскивать в психоанализе, ставящем во главу угла понятие бессознательного. Бессознательное принималось первоначально как тайный двигатель личности, мотив, слепо действующий из загадочных глубин организма. Ум, по отношению к бессознательному, служит лишь маскировочным механизмом. Для того чтобы психологу прорваться в область бессознательного, понять тайные в нем тенденции, необходимо в Эксперименте направить сознание на решение особых заданий, которые позволили бы невольно проявиться бессознательному в особой проективной продукции — бессюжетных словесных ассоциациях, сюжетных фантазиях, образах, выраженных в рисунках (как это делается в рисуночных проективных методиках). Такого типа задания и включались в проективные методики.

Одна из самых знаменитых проективных методик была разработана в 1921 г. швейцарским психиатром Германом Роршахом, который, кстати, одним из первых ввел в обиход термин психодиагностика. Творя эту методику, Роршах экспериментировал с великим количеством чернильных пятен, которые он предъявлял разным группам психически больных людей. В результате своих наблюдений Роршах постепенно объединил те характеристики ответов, которые можно было соотнести с разными психическими заболеваниями, в условно стройную систему показателей. В последующем эта методика использовалась и анализировалась многими исследователями как за рубежом, так и у нас в стране.

Еще одна из ветшайших и наиболее распространенных в мире проективных методик — Тест тематической апперцепции (ТАТ) — была создана в США в 1935 г. X . Морган и Г. Мюрреем.

Одновременно с изобильем новых лабораторных разработок для практической западной психодиагностики после второй мировой войны стал отличительным определенный консерватизм, выражающийся в приверженности к работе с немногими тестами, которые прошли серьезную долголетнюю психометрическую адаптацию, по которым собраны десятки тысяч протоколов, выполнены сотни и тысячи диссертационных работ (по проверке этих тестов на особых контингентах испытуемых и в особых условиях, творенью парциальных тестовых норм, дополнительных шкал). Любому новому тесту, каким бы он ни был передовым в научном отношении, в этих условиях очень трудно соперничать с классическими методиками, по которым накоплена громадная методическая литература. Даже новые компьютерные тесты, владеющие массой беспристрастных достоинств (например, эластичными возможностями настройки на конкретного испытуемого — свойствами так нарекаемого АДАПТИВНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ), с трудом пробивают себе дорогу и до сих пор не могут сравниться в репутации с классическими методиками. Не нечаянно многие образцы современных компьютерных тестов являются не более, чем компьютерными версиями существовавших до них буклетных, или карандашно-бумажных, методик.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Исследование агрессивности в трудах отечественных и зарубежных ученых
Агрессия (от латинского «agressio» нападение, приступ) - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), при ...

Ранний возраст
Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное дей ...

Некоторые другие ветви прикладной психологии
Психология взаимодействия с окружающей средой существует в качестве самостоятельного подразделения прикладной психологии в зарубежных научных школах более 30 лет. Главным стимулом к ее возникновению стало осознание серьезных экологических ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта