При рисовании целесообразнее всего пользоваться вначале цветными карандашами. За месяц до этого можно попросить детей принести свои рисунки, чтобы некоторые из них показать в группе. Цель этого мероприятия заключается в активизации интереса к рисованию дома. Его отсутствие обедняет психическое развитие детей и свидетельствует о наличии в нем каких-то затруднений.
Темы для рисования на первых двух занятиях выбираются самими детьми. Это могут быть домики, машинки, деревья. Затем мошки, собака, птичка, человек и т.д. Дети сами выбирают, с кем они будут сидеть, за столиками и уже это выявляет их симпатии и антипатии.
В последующие после подготовительных занятий можно приступать к тематическому рисунку. Если кто-то из детей отказывается рисовать, не следует фиксировать на этом внимание, как и подчеркнуть успех других.
В рисунке на тему «В детском саду» представляет интерес взаимное расположение фигур сверстников и автора рисунка. Дети с истерическими чертами характера вне зависимости от своего реального положения рисуют себя обычно в центре группы. У детей с невротическими реакциями на рисунке мало сверстников или они отсутствуют совсем, что отражает проблемы взаимоотношений с ними. То же относится к рисунку «На улице, во дворе», указывающим на затруднения в приобретении устойчивых дружеских контактов и чрезмерную опеку в семье.
К наиболее информативным относится рисунок на тему «Семья». В отличие от предыдущего дается инструкция нарисовать всех, с кем живет ребенок. При анализе следует учитывать не только возможности объективного отражения семейной ситуации, но и установку на нее изменение в благоприятную для ребенка сторону.
Тема «Что мне снится страшное» или «Чего я боюсь днем» дает возможность отобразить наиболее яркий страх. Какой именно страх, воспитанием не поясняется, и каждый из детей должен сам выбрать его. Не является обязанным и сам рисунок, тем более, если страхи отрицаются вообще. Если же рисунок сделан, то значит, ребенок смог преодолеть барьер страха в своем сознании и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чем он даже избегал думать. Графическое изображение страха не приводит его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации в рисунке страх уже во многом реализован как нечто уже происшедшее фактически случившееся. Тем самым остается меньше недосказанного, неясного неопределенного, и вместе это способствует потери эффектно – травматического звучания страха в психики ребенка. Существенно и то, что занятие происходит в жизнерадостной обстановки общения со сверстниками, обеспечивая незримую поддержку с их стороны, уже не говоря об одобрении самого воспитателя.
Тема «Что было со мной самое плохое или хорошее» представляет собой возможность выбора событий, происходивших с детьми большинство из них предпочитают отображать в рисунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее, почти в каждой группе находятся несколько детей, рисующих неприятные события, что может послужить основой для последующей, психотерапевтическая ориентированность детей в своих силах.
«Кем я хочу стать» – заключительный раздел тематического рисования в группе, вносящий в нее оптимистическую струю и способствующий повышению уверенности детей в своих силах.
Информация по теме:
История становления телефонной службы психологической
помощи населению
Первые телефоны доверия появились в США в начале прошлого века. Весной 1906 г. в Нью-Йорке протестантского священника Гарри Уоррена разбудил звонок. "Умоляю о встрече, у меня безвыходная ситуация" — услышал он из телефонной труб ...
Возрастные особенности подросткового возраста
Социальная ситуация развития подросткового возраста представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ведущей деятельнос ...
Психологические особенности профессионального самоопределения
Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и ...