Понятие о внутриличностных конфликтах. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему внутриличностных конфликтов

Психология » Психологическая защита при разрешении внутриличностных конфликтов » Понятие о внутриличностных конфликтах. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему внутриличностных конфликтов

Страница 3

По Н. Левитову внутренний конфликт представляет борьбу мотивов, которая осознается как переживание душевного разлада.

В последние годы внутриличностный конфликт активно изучается Ф. Василюком, Т. Титаренко, Ю. Юрловым, А. Анцуповым и А. Шипиловым. Ф. Василюк рассматривает внутренний конфликт как один из видов критических жизненных ситуаций (наряду со стрессом, фрустрацией, кризисом). Конфликт возникает в результате столкновения двух внутренних побуждений, отраженных в сознании в виде самостоятельных ценностей. Внутренний конфликт протекает форме особого «ценностного переживания». Показателем внутриличностного конфликта является сомнение в истинной ценности мотивов и принципов, которыми руководствовался в жизни субъект. [4]

Внутриличностный конфликт можно рассматривать как одновременное присутствие и крайнюю степень выраженности ряда несогласующихся образований внутреннего мира субъекта. Подобное несоответствие может осознаваться и оставаться неосознанным, однако в том или ином случае оно находит свое отражение в деятельности человека.

Внутриличностный конфликт выступает двояко – как переживание дискомфорта, напряженности, неудовлетворенности и как склонность к определенным поведенческим паттернам, иногда продуцирующим, в том числе и межличностные конфликты. Дискомфорт и напряженность влияют на восприятие и оценку внешних событий, однако суть исходного противоречия нередко остается неосознанной. [28]

Несмотря на многочисленные исследования, в настоящее время не существует единого представления о причинах возникновения, механизмах протекания и путях разрешения внутриличностных конфликтов. По выражению Ф. Е. Василюка, если дать определение внутриличностному конфликту, не рассогласующееся ни с одной из имеющихся концепций, оно рискует оказаться бессодержательным, констатирующим лишь «столкновение чего-то с чем-то». Рассматривая, какие же образования внутреннего мира выделяются в качестве полюсов возможного конфликта в различныз школах, автор приходит к выводу о том, что в центре внимания находятся конструкты, обозначаемые такими фундаментальными категориями современной психологии, как мотив, действие и образ. [4, 28]

Тем не менее, наша работа требует формулировки определения изучаемого явления, поэтому мы будем ссылаться на определение внутриличностного конфликта, данное А. Анцуповым и А. Шипиловым. Таким образом, внутрилuчностный конфликт – это острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. [2]

Ознакомившись со столь разнообразными теориями и концепциями внутриличностных конфликтов, можно выделить следующие общие для всех этих теорий характеристики изучаемого вида конфликта:

· внутриличностный конфликт появляется в результате взаимодействия элементов внутренней структуры личности;

· сторонами внутриличностного конфликта выступают одновременно существующие в структуре личности разноплановые и противоречивые интересы, цели, мотивы и желания;

· внутриличностный конфликт возникает только тогда, когда силы, действующие на личность, являются равновеликими. В противном случае человек из двух зол выбирает меньшее, из двух благ большее, а наказанию предпочитает награду;

· Любой внутренний конфликт сопровождается негативными эмоциями;

· Основу любого внутриличностного конфликта составляет ситуация, характеризующаяся: противоречивыми позициями сторон; противоположными мотивами, целями и интересами сторон; противоположными средствами достижения целей в данных условиях; отсутствием возможности удовлетворения какой-либо потребности и вместе с тем невозможностью ее устранения.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Ранний возраст
Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное дей ...

Терминологическая многозначность понятия психической ригидности. Дефиниции психической ригидности
Термин «ригидность» происходит от латинского rigidities, что значит быть негибким, жестким, окостенелым. В психологию этот термин перешел из физики, где им обозначают свойство тел сопротивляться изменению их формы. Противоположное ригидно ...

Трудовая терапия при галлюцинаторном синдроме
Пример. Больной шизофренией со слуховыми галлюцинациями продуктивно и систематически плел корзины в лечебно-трудовых мастерских, но галлюцинации даже не ослабевали. Его перевели на разработку торфа, требующую большого напряжения сил при н ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта