Психологические особенности старших подростков

Психология » Анализ феномена нравственных и смысложизненных ориентаций старших подростков » Психологические особенности старших подростков

Страница 5

Расширяется диапазон социальных ролей, которые примеряются на себя. Проявляются психологические трудности взросления, противоречивость и нестабильность представления о себе.

Именно поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Общение субъективно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное: об этом свидетельствуют их чуткое внимание к форме общения, его тональности, доверительности, попытки осмыслить, проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми [4, с. 174-178].

Если ребёнок в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он «уходит» из школы, чаще психологически, хотя не так уж редко и буквально. Это является проявлением социально-психологической дезадаптации, признаками которой считаются повышенная тревожность и неуверенность личности в себе, агрессивность и чувство малоценности, чрезмерное увлечение курением, компьютерами, длительные внутриличностные и межличностные конфликты, переживаемые без поисков возможных решений [10, с. 99-100].

Именно в это время «правильное» поведение сменяется «неправильным». Взрослеющий человек пытается поступать вопреки тому, что предписывают правила или предлагают взрослые. Непокорность — это своеобразная проба пера. Подросток занят важной работой — воспитанием в себе самостоятельности, независимости. Естественно, что подобная работа не проходит без осложнений и ошибок. На этом этапе родители не узнают своего ребенка — настолько сильно он меняется. От почти полного послушания, свойственного малым детям, подростки часто переходят вначале к сдержанному непослушанию, а затем и к скрытому неповиновению родителям. Если раньше, будучи ребенком, он смотрел на мир глазами своих родителей, то теперь у подростка выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир. Она частично пересекается с позицией родителей, а частично - со взглядами сверстников.

Уже в младшем подростковом возрасте заметно стремление ребенка к самоутверждению. Особенно интенсивным оно становится в возрасте 12—13 лет. Тинэйджер стремится к самоутверждению в учебе, физическом и психическом совершенствовании, старается добиться успеха в любом виде деятельности.

По отношению к подросткам могут применять еще одно слово - юный, хотя юность — это период развития, следующий за подростковым. Однако в связи с удлинением подросткового периода специалисты часто употребляют слова подростковый и юный как синонимы.

Старший подростковый возраст имеет и другие особенности, ударяющие по спокойствию родителей. Повышенная возбудимость, ранимость и обидчивость, резкая смена настроения, иногда рассеянность и неусидчивость доставляют немало проблем в школе и, как следствие, мягко говоря, огорчают родителей. Эта проблема подросткового возраста тоже имеет свое физиологическое объяснение и со временем проходит. Происходит усовершенствование и дальнейшее формирование структуры коры больших полушарий, зон ответственных за мышление, память, поведение, и теперь эти области мозга более активно участвуют в контроле эмоций и инстинктов. Но процессы возбуждения еще сильнее процессов торможения и нервные клетки утомляются быстро, поэтому все вышеназванные трудности подросткового возраста старший школьник контролировать практически не может. При этом нервная возбудимость влияет на работу сердечнососудистой системы, а сильные переживания могут отрицательно повлиять на нервную систему и здоровье в целом.

Еще одной причиной повышенной утомляемости и переменчивости подростка являются пресловутые «гормоны». Старший школьный возраст «включает» в более активный режим гипофиз, активизирующий работу многих других желез, в том числе и половых, и рост организма. Активно функционирует и щитовидная железа, отвечающая за протекание процессов обмена веществ и делающая их более интенсивными. Старший школьник в это время даже обычные нагрузки переносит труднее и устает.

Сильную перестройку организма вызывает и начало процесса полового созревания, которое отражается и на внешности, и на работе организма, и на психологическом состоянии подростка. Появляются вторичные половые признаки: меняется голос, появляются волосы на лобке и подмышечных впадинах, меняется физиология, кожа становится более жирной из-за усиленной работы сальных желез. Как бы не было «неловко», родители должны настроить подростка на то, что все происходящие с ним изменения нормальны, чтобы все происходящее было теоретически знакомо ребенку, и он был к этому готов. Как правило, у мальчиков все процессы развития происходят позже, чем у девочек. Беседовать на эту тему лучше тому из родителей, с кем лучше складываются отношения. И, конечно, лучше, если с сыном поговорит отец, а с девочкой – мать.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Индивидуальность возникновения и выражения эмоций
психосоматический бихевиоризм стресс гештальттерапияЭмоции — это физиологические состояния, охватывающие самые разнообразные чувствования и переживания человека. Эмоции имеют ярко выраженную субъективную окраску; это индивидуальное отношен ...

Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст - период развития детей от 11 - 12 до 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту, возрасту учащихся V - IIX классов. Подростковый возраст называют иначе переходным возрастом, т.к. он характеризуется переход ...

Понятие социализации
Термин «социализация», несмотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. В системе отечественной психологии употребляются ещё два термина, которые порой пред ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта