Рассмотрение проблемы психологического развития воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности, прежде всего, требует от нас: во-первых, раскрытия понятия "воображение"; во-вторых, рассмотрения роли воображения в деятельности человека, связи воображения и творческой деятельности; в-третьих, постановки основных конструктов проблематики.
Согласно большому психологическому словарю, воображение (от англ. - imagination) – это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально – смыслового опыта [2].
В педагогическом энциклопедическом словаре воображение рассматривается как психический процесс, заключающийся в создании образов существующих и несуществующих предметов, которые в данный момент не воспринимаются [7].
Следовательно, воображение - это способность создавать новые образы на основе существующего опыта. Именно поэтому роль воображения в жизни может быть весьма различной в зависимости от того, в какой мере воображение включается в реальную деятельность.
Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Связь между ними, однако, никак не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется специфических, своеобразных видов человеческой деятельности, – конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т.д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения.
Огромна роль воображения в различных видах деятельности, в том числе и педагогической. Педагогическая деятельность – это самостоятельный вид человеческой деятельности, в которой реализуется от поколения к поколению передача социального опыта, материальной и духовной культуры.
Проблема развития воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности тесно связана с проблемой изучения способностей.
Изучением способностей занимаются исследователи из различных областей научного знания. Это обуславливается как загадочностью данного явления, так и его прикладным значением в жизни общества: способные, талантливые люди делают серьезные открытия, достигают высоких вершин в контексте исполняемой деятельности.
Особую важность способности имеют при осуществлении педагогическая деятельности. Прежде всего, это определяется следующими причинами. Во-первых, продолжающийся курс государства на гуманизацию и демократизацию образования, что подразумевает индивидуально-личностный подход к объекту обучения и воспитания. Только педагог, имеющий развитые способности к саморегуляция, эмпатии, умению выслушать ученика, понять его внутренний мир может осуществлять такое взаимодействие. Во-вторых, более серьезные требования к уровню подготовленности учащихся к жизни в обществе. Это связано со стремительным ростом информационных технологий, внедрением нового оборудования на предприятиях, появлением сложных систем управления и многим другим. Подготовить такого учащегося может лишь педагог, который сам способен донести необходимые знания, заинтересовать учащихся в своем предмете, открыть новые грани понимания изучаемого. В-третьих, способности, как показывают исследования многих ученых, не являются чем-то аморфным и неупорядоченным, они имеют свою структуру, которая обуславливается множеством факторов.
Система деятельности учителя-воспитателя представляет собой последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности: диагностическую, проектировочную, конструктивную, коммуникативную, организаторскую, аналитическую, корректирующую, результативную.
Информация по теме:
Особенности Я-концепции в подростковом возрасте
В проанализированных мной источниках проблема формирования Я-концепции рассматривается с двух сторон. С одной стороны рассматриваются факторы, определяющие формирование Я-концепции. С другой – по отдельности рассматриваются процессы стано ...
Вывод
В завершение хотелось бы подвести итоги исследования стратегии само - развития. Первый шаг усовершенствования себя – это самопознание и самоотождествение, благодаря которому можно определить собственный уровень осознания себя. Каждый уров ...
Лидерские качества и их психологическая
характеристика
Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее. Индивидуальные свойства личности - это не одно и то же, что личностные свойства индивида, т. е. свойства, характеризующие его как личность.
В ...